Всероссийская неделя распространения информации об аутизме
Аутизм - снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в области детской психиатрии. Это объясняется как высокой частотой развития этих состояний (по последним данным частота встречаемости детского аутизма составляет 1 случай на 160 детского населения), так и определенными трудностями диагностики и отсутствием детально разработанной системы специализированной помощи.
Симптомы аутизма примерно такие: отказ от общения, самоизоляция, ограниченность интересов, бедность выражения эмоций, задержка речевого развития, стереотипные формы поведения, неадекватная реакция на сенсорные раздражители. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи часть детей с этим заболеванием можно адаптировать к жизни в обществе.
Впервые аутизм был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные нарушения у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году – советский ученый Самуил Мнухин.
Международным символом аутизма считается синий цвет. Оказывается, что у мальчиков аутизм встречается чаще, чем у девочек, и в цветовых тестах люди с аутизмом часто предпочитают синий и голубой цвет. А детей называют поэтичным выражением «дети дождя». За этим выражением скрывается ежедневный труд людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Это – дети, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего мира, и родители, для которых каждый день - это труд и борьба. Борьба против болезни за каждый жест, за каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка – небольшие, но очень важные победы!
К сожалению, ученым всего мира так и не удалось достоверно установить причины заболевания и изготовить лекарство….аутизм не лечится….Но, несмотря на все это, ситуацию можно поправить! Благодаря ежедневным занятиям и созданием благоприятной среды дети с аутизмом приобретают навыки жизни в современном мире.
Мероприятия, запланированные в рамках Всероссийской недели, нацелены на широкое распространение информации об аутизме в России, на освещение важных вопросов: выявление и ранняя помощь детям с риском развития РАС, диагностика аутистических расстройств, включение детей с РАС в систему общего образования, сопровождение подростков с РАС, помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, включение взрослого человека с аутизмом во все сферы жизни общества.
К участию приглашаются: специалисты системы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, представители региональных общественных организаций, родители детей с РАС, люди с РАС, представители СМИ, другие заинтересованные лица.
Программа Всероссийской недели:
28 марта, 11:00-16:00 Консультационный онлайн-марафон для родителей и специалистов: «Аутизм. Первые шаги». Примерные вопросы к обсуждению: Как распознать аутизм? Как проводится диагностика расстройств аутистического спектра? Какие программы ранней помощи применяются в России? Как выстроить взаимодействие с ребенком с РАС? Как получить статус ребенка с ОВЗ или инвалидность?
29 марта, 11:00-16:00 Консультационный онлайн-марафон для родителей и специалистов: «Аутизм. Стратегии сопровождения».
Примерные вопросы к обсуждению: Как подготовить к школе ребёнка с РАС? Как организовать обучение ребёнка с РАС в школе? Что такое «Ресурсный класс»? Как оценить реальные знания ребёнка с аутизмом? Какие возможности профессионального обучения для подростков с РАС существуют в России? Как устроено сопровождаемое проживание для людей с РАС? Какие действия необходимо предпринять для улучшения помощи людям с РАС?
30 марта, 10:00-18:00 Всероссийский онлайн-семинар «Разработка и применение доказательных практик работы с детьми с РАС».
Примерные тематики к обсуждению: Опыт разработки и применения доказательных практик работы с детьми с РАС в России. Предварительные и пилотные исследования эффективности практик работы с РАС. Особенности и трудности, с которыми сталкиваются специалисты на этапах разработки практики: от описания до проведения исследований эффективности. Вопросы организации сотрудничества и взаимодействия практиков и исследователей.
31 марта, 11:00-18:00 День информирования об аутизме в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (Фестиваль #ЛюдиКакЛюди). Очные мероприятия для специалистов и родителей: Инклюзивная концертная программа. Консультации для родителей.
2 апреля 10:00-17:00 Семейный день Всероссийской недели распространения информации об аутизме в Российской государственной детской библиотеке (Фестиваль #ЛюдиКакЛюди). Очные мероприятия для детей и взрослых: Выставка работ художников с аутизмом. Презентации печатных изданий по теме аутизма. Подвижные игры для всей семьи. Творческие мастер-классы для детей. Лекции ведущих специалистов. Тренинги и консультации для родителей.
Электронная регистрация на мероприятия Всероссийской недели осуществляется на сайте Федерального ресурсного центра МГППУ по ссылке:
https://autism-frc.ru/work/events/1497/vserossiyskaya_nedelya